Сайт создан по благословению Епископа Железногорского и Льговского Вениамина
Образ Божией Матери Умиление Локотская

История образа

Вот уже многие годы, со всех уголков России и из-за рубежа, в поселок Локоть едут православные люди. Связано это с тем, что в 1998г. в доме Виктора Владимировича Ремизова и Натальи Николаевны Мурашкиной, замироточил образ Божьей Матери «Умиление». Начиналась эта история в 1997 году. Однажды Наталья Николаевна увидела в универмаге настенный календарь с изображением иконы Божьей Матери «Умиление». Календарь оказался прошлогодний, покупать его не имело смысла. Она уже вышла из универмага, но скорбь в душе от жалости к одинокому образу Пречистой, пылящемуся в небрежении, все же заставила вернуться. Наталья Николаевна купила два оставшихся календаря, и дома, отрезав численник, повесила на стену.

Как-то во время болезни ей не спалось и она читала книгу “Россия перед вторым пришествием” (издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1993г., на обложке — образ Божьей Матери “Умиление”). Был третий час ночи, когда она дочитала главу о хранителе чудотворного образа Божьей Матери Иверской-Монреальской брате Иосифе Муньозе-Кортесе, как вдруг почувствовала дивное благоухание. Удивилась – от сильной простуды у нее был совершенно заложен нос. Это был густой аромат цветов, с ощущением чистоты и свежести самого раннего утра, казалось, вся комната пропитана им. В памяти всплыло когда-то прочитанное: редко кто даже из Святых видел Божию Матерь, но многие ощущали неземное благоухание ее присутствия. Желая как-то сохранить это дивное благоухание, Наталья Николаевна принесла шерстяной платок, зная, что шерсть способна впитывать и долго сохранять запахи.

С той поры благоухание иногда повторялось, и домашние недоумевали: откуда этот аромат? Через полгода решили сделать киот для иконы «Умиление». А когда сняли ее со стены, то увидели — на обратной стороне появился нерукотворный образ Божьей Матери, и почувствовали исходящее от него благоухание. В начале ноября 1998г. на иконе стали появляться капли миро. Столкнувшись с таким явлением, хозяева дома с вопросом: “Что делать?” Обратились к местным церковным властям и получили практичный совет — сделать лоток и собирать миро. Предложение передать мироточащую икону в Площанский монастырь не нашло поддержки. Тем временем замироточили и другие иконы. Сообщение о локотском чуде появилось в печати, потянулись паломники. Хозяева растерялись:

— Мы простые, грешные люди, — говорила Наталья Николаевна. — вот поставьте себя на наше место. В каждой комнате у нас иконы и все мироточат. Как жить среди таких святынь, если мы и поссориться можем, или не то сказать? Приходишь с работы, хочется отдохнуть, а тут паломники приехали к нам издалека. Порой спали урывками, и даже хотели снять квартиру, чтобы было, где отоспаться.

Слухи о чуде распространялись, привлекая к ним повышенное внимание. Но все же надо заметить, что большинство местных жителей как тогда, так и сейчас, спустя годы, остались равнодушными – но этому не стоит удивляться, ведь близость к Чуду – мать равнодушия. С другой стороны, хозяева дома, которых многие знали как обычных грешных людей, сами давали не мало поводов для искушений и сплетен. Но тогда, в первое время, кто-то сгоряча объявлял их едва ли не «святыми», а кто-то просто клеветал на невинных людей, утверждая, что они, с целью обогащения, распыляют миро пылесосом или иным хитрым способом, и, вроде бы, даже есть очевидцы. Обвинений было много: от довольно своеобразных, что в православии нет такой традиции, как посыпать песочком с канавки Преподобного Серафима Саровского основание дома перед закладкой фундамента, потому что это якобы языческий ритуал, до более серьезных, что они вовсе не православные, а сектанты и раскольники. Но с другой стороны, зная историю Русской православной церкви и оценивая сегодняшнее состояние Церкви и общества, как не вспомнить утверждение апостола Павла из «Послания к римлянам» — Где умножается грех, там преизобилует благодать (Рим.5:20). Приводился и еще один аргумент, который, в силу своей человеческой справедливости действительно невозможно опровергнуть:
— Даже если это Чудо истинное, от Бога – все равно, чтобы правильно судить о нем, необходимо с духовным трезвением повнимательнее присмотреться, а в достойных ли руках оно находится, нет ли здесь корыстного или иного интереса?
Но неисповедимы пути Господни и в отличии от человеческого суда Божий суд совершенно не справедлив к нам и об этом, еще в VII веке сказал Святой преподобный Исаак Сирин: “Не называйте Бога справедливым. Потому что, если Бог справедлив — я погиб”.
Да и возможно ли вообще постигнуть человеческим разумом промысел Божий? Как втиснуть Его в дозволенные границы, как заставить Дух Божий дышать в разрешенном месте и не Самому творить себе формы, а принимать канонически утвержденные?
Обвинения и клевета обескураживала, заставляя все время оправдываться, что-то доказывать, но куда больше хозяев дома волновал главный вопрос — почему в их доме мироточат иконы? С этим вопросом они и обратились к духовнику Оптиной пустыни схиигумену Илии. Смущенная необычностью происходящего и даже не решаясь признаться, что в их доме мироточат и иконы святых, она обратилась к старцу со словами:
— Батюшка, что нам с мужем делать, у нас в доме мироточит образ Божьей Матери ”Умиление”
Наклонив голову о.Илия ненадолго замолчал:
— Это Божия Матерь приходит и Святых своих приводит. Это Ее милость.
С тех пор они успокоились. Ни перед кем не оправдываются, не пытаются опровергнуть клевету, принимая все как волю Божию. Укрепил их и архимандрит Гермоген из Снетогорского монастыря. Он принял икону в свою келью и на коленях молился перед ней:
— Не думайте, что вас будут встречать цветами и принесут вам торт, — предостерег он хранителей иконы. — Если это настоящее чудо, приготовьтесь к скорбям, в вас будут кидать камни.
А старец Николай Гурьянов, услышав о чуде, предсказал:
— Это диво всем дивам еще в России будет!
Владыка Мелхиседек, в прошлом возглавлявший Брянскую епархию, побывал в поселке Локоть и, отслужив здесь молебен, отметил:
— Я бывал на Афоне, в Иерусалиме, но такого чуда не видел.
По благословению владыки Мелхиседека к дому пристроили часовню. Часовня разделена на две части, настенные росписи одной из них посвящены семейству Романовых, будет там и икона Великого Князя Михаила Романова. В центре часовни большой киот с иконой Божьей Матери «Умиление», и мироточит она практически постоянно.
На втором этаже дома устроили молельную комнату. Очень обильно мироточит портрет св. праведного Иоанна Кронштадского, миром пропитаны даже обои под ним. Бумажная икона «Неупиваемая Чаша» стоит в широком лотке и мироточит перед приездом паломников. Лоток заполняется миром настолько, что с избытком хватает для помазания всех приехавших. По количеству миро хозяева подчас могут определить — сколько ждать гостей.
В доме мироточат все иконы, каждая по своему. Мироточение прекращается и снова возобновляется. Если первое время миро стекало только по внешнему стеклу, то позже иконы стали мироточить и внутри, как по самим образам, так и по внутренней стороне стекла. Само миро разнообразно по виду, цвету и составу образующейся жидкости: от густой тягучей смолы до росы. Благовонный аромат часто зависит от текущего церковного праздника. Например, на Пасху миро бывает с очень сложным букетом благовоний, на Похвалу Богородицы в нем преобладает аромат жасмина, на праздник святителя Николая Угодника — хвойный, а на Рождество Христово — аромат роз. Из жития Божьей Матери известно, что она была мастерицей. Кажется, это её искусная рука видна в красивых крестиках, вылитых миром на пасхальных куличах, в украшении миром икон, в окроплении цветов. Однажды под Рождество Христово Наталья Николаевна украсила елку гирляндами маленьких лампочек, а потом увидели, что на всех иконах появились гирлянды из капелек миро.