Сайт создан по благословению Епископа Железногорского и Льговского Вениамина
Встреча с Иоанном Кронштадтским

Иоанн Кронштадтский

Вся жизнь отца Мелетия была неразрывно связана с именем о.Иоанна Кронштадтского, который, став его духовным отцом, благословил еще юного Матвея на подвиг исповедничества. Протоколы допросов, воспоминания его духовных чад свидетельствуют — в духовных вопросах о.Мелетий не шел на компромиссы. Для него Православие, Россия и Самодержавие были связаны неразрывно. Он исповедовал свою веру в пыточных застенках КГБ, в тюрьмах, в лагерях. Подвиг исповедничества стал послушанием всей его жизни. Отец Мелетий был убежден, что только в православной и державной России может исполниться молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского:

Отче наш, иже еси на небесех!
Да святится Имя Твое в России!
Да будет воля Твоя в России!

С самого начала зарождения революционной смуты отец Иоанн был против любых либерально-демократических преобразований в политической структуре общества, он говорил: «Демократия — в аду, а на Небе – Царство! … Если не будет монархии — не будет и России. Только монархический строй дает прочность Рос¬сии, при конституции она вся разделится по частям … Держись же, Россия, твердо веры своей, и Церкви, и царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться цар¬ства и царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга… И если не будет покаяния у русского народа, конец близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют и всю землю кровью и слезами».

Для революционеров и либералов о. Иоанн стал главным противником – он боролся с ними с глубокой убеждённостью человека, в полной мере сознающего их преступность перед Богом, Россией и будущими поколениями. Он был ненавидим ими за то, что для верующих каждое слово о. Иоанна являлось непреложной истиной и высоким авторитетом, потому что все, что он говорил, находило отклик в душе каждого верного сына России. Либеральные писатели, на страницах «свободных» газет, захлебывались от ненависти к нему – ведь он прямо обвинял их в том, что они, «умножая свое борзописание до бесконечности», губят человеческие души.

Многие подвижники и святые XX века получили благословение или встречались с отцом Иоанном.

В одном из московских храмах о.Иоанн служил литургию. В конце службы в храм вошел человек в форме полковника. Иоанн Кронштадтский подошел к нему и поцеловал руку, как целуют иерею. Через некоторое время полковник генштаба царской армии П.И. Плеханков принял постриг в Оптиной пустыни. В 2000 году, в числе преподобных Оптинских Старцев, архимандрит Варсонофий был прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

В 1899г. по окончанию литургии в Андреевском соборе о.Иоанн попросил народ расступиться перед 14-ти летней девочкой и сказал: «Вот идёт моя смена — восьмой столп России». Эта девочка сейчас известна православному миру как Блаженная Матрона Московская.

Преподобный Силуан Афонский вспоминает:

«Отца Иоанна я видел в Кронштадте. Он служил литургию. Я удивился силе его молитвы, и доселе, а прошло почти сорок лет, не видел, чтобы кто служил как он … О великий о.Иоанн, молитвенник наш! Благодарю я Бога, что видел тебя, пастырь добрый и святой, ибо ради твоих молитв я расстался с миром и пришел на Святую Гору Афонскую».

В 1900-е годы о.Иоанн вручил известному своим богатством купцу Василию Муравьеву икону с образом «Азъ есмь съ вами, и никтоже на вы», при этом он горько заплакал, предвидя скорбную судьбу России и обращаясь к купцу, сказал: «Молись о спасение России перед этой иконой». В 1927 году Василий Муравьев принял схиму с именем Серафим (в честь Серафима Саровского) и братия выбрала его последним духовником Александро-Невской Лавры. В 2000-м году он был канонизирован на Архиерейском Соборе Русской православной церкви в лике святых как Серафим Вырицкий. В годы великой отечественной войны перед этой иконой, в поселке Вырица, неподалеку от Санкт-Петербурга, преподобный Серафим Вырицкий тысячу дней и ночей на камне, коленопреклоненно, с воздетыми к нему руками, в любую погоду, молился о спасении России.

В 1908г. о.Иоанна посетил архиепископ Ярославский и Ростовкий Тихон. Они сидели, беседовали, а потом о.Иоанн встал и сказал: «Теперь владыка, садитесь Вы на мое место, а я пойду, отдохну.» Через несколько месяцев о.Иоанн умер, а 22.11.1917г. владыка Тихон был избран патриархом всея Руси.

В 1890 году, — сообщает в своей книге об о.Иоанне И.К.Сурский, — одно благочестивое купеческое семейство города Кунгура Пермской губернии приехало к батюшке в Кронштадт за благословением. Во время личного собеседования батюшка, узнав, откуда они приехали, открыл им: «Над Пермью висит черный крест», уклонившись от объяснений. Через 28-мь лет, в 1918 году, именно в Перми, этот тягчайший Крест Голгофских страданий и мученической кончины принял первым из семьи Романовых Великий Князь Михаил Александрович.

В моем родном г.Брянске произошел уникальный случай связанный с о.Иоанном Кронштадтским. До революции центр города, где проживала большая часть населения, находился рядом с градообразующим заводом «Арсенал», на котором еще во времена Петра I отливали пушки и ядра. На территории завода решили сделать глубоководную артезианскую скважину, пробурили глубоко, но вода, к несчастью, вырвалась из-под земли с огромным напором, столбом поднимаясь над землей. Чтобы заглушить скважину, ее пытались засыпать всем, чем возможно– метал, блоки бетона, песок, в ход шло все — но вода только прибывала. Завод и прилегающие к нему территории начинали уходить под воду. Власти города экстренным поездом вызвали о. Иоанна Кронштадтского. Свидетелем его приезда в г.Брянск оказалась Мария Антоновна, которая одно время проживала на одной улице в поселке Локоть с о.Мелетием и рассказала об этом случае его келейнице, Марии Ивановне Кузьминой. Вот ее воспоминания:

— Как только батюшка начал читать молебен, вода постепенно начала утихать и наконец совсем прекратила свое бушевание. Батюшка Иоанн молился горячо, по его щекам лились слезы, и мы все плакали, рыдали вместе с батюшкой, просили Господа о прекращении этого несчастия. Потом народ попросил батюшку, чтобы он всех благословил. И я грешница, хотя с великим трудом, но удостоилась его благословения и даже пожаловалась на свое горюшко – у меня все трое деточек сразу после родов умерли, имея всего по несколько недель. Батюшка благословил и сказал: «Будут, будут у тебя деточки!» И действительно, были у меня трое деточек – Марина, Алексей и Александра.

Трудно переоценить всенародную любовь и почитание о.Иоанна Кронштадтского в дореволюционной России, ведь каждый третий сталкивался с его чудотворениями во славу Божию, а огненный столп его веры был одним из самых твердых опор самодержавия. При этом он нелицеприятно обличал и власть даржащих:

— Земное отечество страдает за грехи царя и народа, за маловерие и недальновидность царя, за его потворство неверию и богохульству Льва Толстого и всего так называемого образованного мира министров, чиновников, офицеров, учащегося юношества.

о.Иоанн не боялся обвинений в жестокости и решительно призывал начальствующих действовать по призыву святого апостала Павла:

Начальник не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло. (XIII глава послания к римлянам)

Ни один русский святой не вызывал у большевиков такой непримиримой ярости, как отец Иоанн Кронштадтский. Ведь он предсказывал падение монархии и установление антихристианской власти. Сразу после большевистского переворота Андреевский собор в Кронштадте был разрушен, учение о.Иоанна объявили монархическим и реакционным, даже само его имя в годы советской власти пытались отделить от Православной Церкви.

Одним из самых тяжелых испытаний в жизни Иоанна Кронштадтского, как он сам признавался в этом, было зарождение так называемой секты ионнитов. Ионниты объявили отца Иоанна Кронштадтского воплощением Бога на земле и повсюду его преследовали, пытаясь укусить, чтобы причаститься его кровью. Очень малочисленные, но истеричные и шумные, члены секты постоянно использовались либерально-демократической прессой для дискредитации о.Иоанна, давая повод для газетной травли и открытых издевательств над ним. После революции большевики учли этот опыт борьбы и всех последователей о.Иоанна объявили сектантами-ионитами. Всех, кто открыто его почитал, уничтожали физически, у всех его родственников и знакомых периодически проводились обыски, с целью изъятия любых материалов, связанных с его именем.

Утвердительный ответ на вопрос: «Почитаете ли вы Иоанна Кронштадтского?» — считался главным признаком принадлежности к секте ионнитов, а на самом деле, следователи приравнивали этот ответ к непризнанию советской власти и верности монархическому строю в России.