Сайт создан по благословению Епископа Железногорского и Льговского Вениамина

Иеромонах Мелетий (1879-1981)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский благословил Матвея Ивановича на подвиг исповедничества, чтобы в предсказанные о.Иоанном богоборческие времена сохранить православную веру. Матвей Иванович стал членом Общества духовно-нравственного просвещения, возглавляемого матерью царя Николая II — императрицей Марией Федоровной. Подвиг исповедничества стал послушанием всей жизни о.Мелетия. В советские времена за исповедование православной веры и религиозно-монархического учения о.Иоанна Кронштадтского о.Мелетия дважды выводили на расстрел, он прошел лагеря и тюрьмы. Последние двенадцать лет жил в поселке Локоть, похоронен на местном кладбище. Мироточением креста на его могиле Господь прославляет имя этого Божьего угодника.

Краткое описание ступеней, по которым о.Мелетий шел в монашество:

1) В 1917 году, в Москве, в Спасо-Андронниковском монастыре пострижен в рясофор с именем Мина архимандритом Иаковом(Аржановским И.А.). С 1903 года Аржановский И.А. с семьей проживал в Кронштадте в одном доме с о.Иоанном Кронштадтским и стал его духовником. Архимандрит Иаков (Аржановский И.А.) был расстрелян в 1931 году.

2) После освобождения из Бутырской тюрьмы, на прощеное воскресенье 1919 г. был пострижен на Троицком подворье в мантию с именем Мелетий архимандритом Иаковом (Аржановским И.А.).

3) В 1922 году в связи с сопротивлением изъятию церковных ценностей о.Мелетия вновь арестовали. Он был помещен в Таганскую тюрьму и приговорен к расстрелу, который впоследствии был заменен ссылкой на 5 лет. В последствии был выслан в Коми-Зырянский край, где в 1924 году епископ Староуфимский, викарий Уфимской епархии Аввакум(Боровков Г.А.) рукоположил о.Мелетия в иеродиаконы. Епископ Аввакум(Боровков Г.А.) был расстрелян в 1937 году.

4) Из ссылки в Коми-Зырянский край, в 1927-м году о.Мелетий последовал за епископом Дмитровским Серафимом (Звездинским Н.И.) в Дивеево. При аресте епископа Серафима ему удалось бежать в Ржев. Епископ Серафим (Звездинским Н.И.) был расстрелян в 1937 году.

5) В 1928 года в Ораниенбауме по прямому благословению митрополита Иосифа (Петровых И.С.) епископом Димитрием (Любимовым Д.Г.) о.Мелетия рукоположили в иеромонахи. После ареста митрополита Иосифа в 1928-м году, епископ Димитрий, выйдя из подчинения митрополиту Сергию, фактически возглавил «иосифлянское» движение. В 1931 приговорен к высшей мере наказания с заменой на 10 лет тюремного заключения. Епископ Димитрий (Любимов Д.Г.) скончался в одиночной камере Ярославского политизолятора.

Приезжая в поселок Локоть мы старались заехать к келейнице Батюшки Марии Ивановне и Антонине Тимофеевне (они жили в домике о.Мелетия). Однажды Мария Ивановна, вспоминая о.Мелетия, сказала нам:

— Как же он всех любил, вы себе представить даже не можешь. Если бы он сейчас был бы жив, он бы вас и по головке погладил бы, и в макушку уже раза три поцеловал бы. Для него каждый человек был образом Божиим, каждый — бесценным Сокровищем. Для него не существовала зла. Он каждого хотел прижать к своей груди и не отпускать до самого Страшного суда, чтобы перед самим Господом молиться о спасении его души.

В духовном мире есть закон: «Если в сердце нет любви, трудно прожить без образа врага». У о.Мелетия не было врагов, даже за тех, кто его ненавидел, предавал, кто истязал в тюремных застенках, даже за них он молился и просил Господа простить, как неразумных детей, которые не ведают, что творят. Почему именно сегодня Господь открывает нам имя этого Божьего подвижника? Ведь он не оставил после себя ни богословских трудов, ни проповедей. Более того, всю жизнь его и людей, связанных с ним, обвиняя в почитании Святого Праведного Иоанна Кронштадтского разоблачали как сектантов-ионитов. Но общаясь с людьми, которые знали батюшку долгие годы, изучая его жизнь, наблюдая посмертные чудеса, связанные с его именем, можно утверждать, что сказанные Иисусом Христом слова:

Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас – можно отнести и к о.Мелетию, потому что по его молитвам Господь явно и зримо изменял законы мироздания. Чистое сердце и глубокая, живая вера в Иисуса Христа не оставляла в жизни о.Мелетия зазора между словом и делом. В наш век, когда информационная доступность оставляет мало возможностей, чтобы что-то скрыть или исказить, именно отсутствие зазора между словом и делом становится главной составляющей фундамента духовного авторитета любого православного христианина — от простого прихожанина до Патриарха. Воспоминания Марии Ивановны Кузьминой, келейницы батюшки, как раз свидетельствуют об этой главной черте его характера.