Сайт создан по благословению Епископа Железногорского и Льговского Вениамина

Детские годы отца Мелетия

Местное народное предание гласит: в незапамятные времена в дремучих лесах люди увидели огненный столб, достигающий неба. Думая, что это пожар, устремились к нему и обнаружили на дубовом столбе явленную икону святителя Николая, над которой до неба поднимался огненный столб. За разъяснением обратились к старцу, жившему на берегу Площанского озера, где в те далёкие времена подвязались киевo-печерские иноки. Старец ответил:

— На месте сем родится великий Божий Угодник – столп православия, о чем возвестил ныне Святитель Николай.

Сведения об этом находим в книге: «Святитель Николай Чудотворец», изданной Сретенским монастырем в 2005 году. На странице 295, есть историческая справка: «В 1334году, над рекой Ибуж, на дубовом столбе, в дремучих русских лесах явилась чудотворная икона святителя Николая… Спустя столетие устроился деревянный храм во имя святителя Николая Угодника, а в XV веке возник монастырь с поселением, и от столба – места явления иконы – как село, так и обитель назвались Столбовыми».

Сегодня на берегу Площанского озера, в пяти километрах от п.Локоть, располагается, на сегодняшней день, самый большой, по числу насельников монастырь Брянской области — Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. А вот монастырь в селе Столбово не сохранился, как и сотни других он был упразднен указом Екатерины II в 1766 году.

Родился о.Мелетий, в миру Матвей Иванович Дёмин, в 1878 году в селе Столбово Брянской области, в 20-ти километрах от поселка Локоть в многодетной семье крестьян. Матвей очень любил своих родителей. Он видел, как они, с утра до поздней ночи трудятся, как отказывая себе во всем, отдают все им, детям. Эта трогательная любовь и нежность, проявляющаяся в их отношениях между собой, ко всему, что их окружает, привела всех детей к Богу.

Современный человек относит как к безнадежно устаревшим слова и понятиям, которые когда-то определяли суть православного бытия в простых крестьянских семьях. Например, слово целомудрие сегодняшняя Википедия (свободная энциклопедия) трактует как моральную добродетель, означающую контроль сексуальных желаний. Сравните это плоское определение целомудрия с глубиной, которое вкладывали в это слово наши православные предки. Для них целомудрие означало цельную мудрость, единение сердца, ума и души, а развращенность – наоборот, внутреннюю развороченность человека, когда страсти и желания раздирают сердце, ум и душу. В старину целомудрие означало не череду добродетельных поступков, а означало саму жизнь, когда внутренняя молитва и вера в Бога как защитный барьер постоянно защищала душу от манящих соблазнов и грязи. В православном понимании целомудрие означало свободу от пожирающих тебя страстей, то есть свободу, которая дарила всю полноту и радость человеческого бытия. Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913), бывший полковник царской армии, был человеком высокообразованным, с исключительным умом и обширным жизненным опытом, обладал даром писателя и поэта. Он знал и видел жизнь во всех ее проявлениях и даже в монашестве пережил много скорбей и гонений. Но глубокая христианская вера и целомудренность души позволяли ему с полным правом утверждать – Жизнь есть блаженство. Вряд ли сегодня можно найти человека, согласного с этим утверждением, и находящегося при этом в здравом уме и твердой памяти. А вот простая и целомудренная крестьянская семья Деминых с этим утверждением отца Варсонофия не просто согласилась бы, у нее был свой огромный постоянный и радостный опыт жизни как блаженства. С самого раннего младенчества родительская любовь вместе с глубокой христианской верой сохранили в детских сердцах дарованную Богом чистоту и целомудрие. Целомудрие даровало Матвею внутреннюю свободу, незыблемое право всегда быть самим собой. Например, он вспоминал, что в детских играх, когда надо было по очереди на плечах возить друг дружку, он не мог сесть на плечи товарищей, но, не смотря на их насмешки, безропотно возил других.

Семья часто собиралась вместе, чтобы читать Евангелие, и не родительские толкования, а их жизнь, свидетелями которой они были, открывали детям бездонную глубину и красоту этой вечной Книги жизни. В благочестивой семье Деминых было семеро детей – 2 мальчика и 5 девочек: Николай, Матвей, две Евдокии, Елена, Марина и Анна. Елена скончалась в молодых годах, две Евдокии уехали в Кронштадт, в Дом Трудолюбия. Позже к ним присоединилась еще одна сестра – Марина. На родину Евдокии уже не вернулись – после революции были замучены в лагерях. Марину же Господь спас явным и зримым Чудом, она выжила и после долгих лет заключения, перед войной вернулась в родные края.

В семье Деминых родители с юных лет учили детей, что главный смысл жизни в спасение души и обретению Царствия Божьего. Поэтому с шести лет маленького Матвея мучил вопрос: спасутся ли его родители? Когда ему было девять лет по Божьему промыслу в его жизни произошло судьбоносное событие. Холодным осенним днем копали картошку и вернулись домой продрогшие. Матвей с отцом забрались на теплую печку. Уставший отец сразу уснул, а Матвей, прислушиваясь к его дыханию, задумался о смерти. Его сердце наполнилось такой любовью и жалостью к отцу с матерью, что он начал про себя горячо молиться:

Господи, спаси моего папу и маму, Господи, не дай им погибнуть.

Неожиданно доски потолка раздвинулись, в образовавшейся черной дыре он увидел двух мерзких чудовищ, из глаз и пасти которых вырывались красные языки пламени, они зловеще шептали:

— Ты это о чем думаешь? Мы тебя сейчас проглотим! Прекрати об этом думать!

Матвея парализовало от ужаса, но в этот момент он услышал голос:

— Не бойся. Я твой Ангел. Повторяй за мной «Отче наш» и они исчезнут.

Когда Матвей три раза вслед за своим Ангелом хранителем непослушным от страха языком прошептал молитву «Отче наш», доски с грохотом захлопнулись, злобные чудища исчезли. Проснувшийся от шума отец поинтересовался:

— Сынок, что это было?

Когда Матвей ему все рассказал, отец ни сколько не удивился и успокоил его:

— Это были бесы. Но ты их никогда не бойся и не внимай страхованиям, они бессильны перед тем, кто молится и постится.

Святые отцы утверждают, что даже бесы, помимо их желания и воли свидетельствуют о Боге, о его всемогуществе и милосердии. После этого случая и до последнего вздоха своей жизни Матвей не переставал творить внутреннюю молитву и, строго постясь, уже никогда не вкушал мяса. В его сердце прочно укоренилась мысль о том, чтобы посвятить всю свою жизнь, без остатка, Богу и стать монахом.

И Господь берег юного отрока. Однажды зимой он упал в колодец. Хватились его и начали искать нескоро. На удивление всем он не утонул и не замерз, а много часов стоял на водной поверхности незамерзающего колодца как на тверди. Вытащили его из колодца сухим и совершенно невредимым, так что он даже не заболел. Своим поведением, внутренней собранностью и смирением Матвей и раньше отличался от сверстников, этот же случай выделил его еще больше. Чувствуя все возрастающую удаленность своего товарища от их интересов и желание Матвея уединяться, дети стали дразнить его Монахом, а взрослые шутили:

— Наверное, Матвей святым будет.

Вскоре односельчане приметили, что вода в колодце стала исцелять от различных недугов — и людей и домашних животных. Колодец обустроили, позже освятили в честь Пресвятой Богородицы. Сегодня это место известно исцелениями. Особенно помогает вода из колодца людям, мучимыми нечистыми духами.

Будучи ребенком, Матвей любил плести из лыка маленькие детские люлечки, и часто дарил их Марии, двоюродной сестре, которая была любимой подругой его сестер. Его родные сестры Марина и Анна упрашивали Матвея:

— Братик, подари и нам люлечку! — на что он неизменно отвечал:
— Нет, и не просите, вам они не нужны будут. А Марии пригодятся.

Впоследствии Мария вышла замуж, у нее было десять детей. Вышла замуж и Анна, но у нее детей не было, Марина же стала Невестой Христовой. Но кто же тогда мог знать, что юный Матвей мог видеть будущее как настоящее?